Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезное

Ссылки

Яндекс.Метрика

Основное содержание программы 8 класс.

Опубликовано 22.04.2015

Тема

Кол-во часов

1. Введение

1

2. Первобытное общество

2

3. Начало феодальной эпохи

4

4. Развитие феодализма

6

5. Вхождение Пензенского края в состав Российского государства

 

5

6. Пензенский край в XVII веке

6

7. Расцвет феодализма в XVIII веке

5

8. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

5

Всего

34 часов

Введение

Место и роль Пензенского края в истории страны. Основные этапы и особенности истории края. Источники, формы и методы изучения. Значение изучения истории родного края.

 

Первобытное общество

Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.

 

Начало феодальной эпохи

Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата.

Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика.

Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.

Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования.

Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления.

Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.

Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.

 

Развитие феодализма

Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.

Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края.

Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши.

Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством.

Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.

 

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства

Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.

Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.

 

Пензенский край в XVII веке

Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века.

Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности.

Расцвет феодализма в XVIII веке

Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания.

Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.

 

Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения.

Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах.

Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.

Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин.

 

Важнейшие умения и навыки учащихся

Организация педагогического процесса при изучении истории края должна обеспечить учащимся возможность узнать хронологию края, ступени развития общества, получить представление о заселении края, хозяйственной деятельности людей, их образе жизни, культуре, научить характеризовать события политической и социальной истории, понять взаимодействие народов, заселявших Пензенский край, их связи с внешним миром. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения и навыки, обеспечивающие восприятие, понимание, осознание и закрепление в памяти учебного материала. К таковым относятся следующие умения:

- соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории;

- извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края;

- устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития;

- анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, дополнительных сведений, полученных из литературы, экскурсий и пр.);

- характеризовать социально-хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально-экономического развития края;

- излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия;

- прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края;

- описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины, результаты, значение социальных движений, характеризовать их основных участников и лидеров, определять цели; понимать социальную основу восстаний;

- характеризовать религиозные верования разных народов;

- выделять основные достижения культуры народов края, характеризовать и оценивать памятники культуры, рассказывать об исторических условиях развития культуры, отмечать общие тенденции и своеобразие духовного и культурного развития Пензенского края и его народов, видеть процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных народов;

- на конкретных примерах характеризовать черты быта, обычаи, культуру народов края;

- работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;

- составлять план-конспект параграфа учебника, фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать доклады учащихся;

- участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение;

- применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края.

 

Проблемы для обсуждения, основные виды вопросов и заданий

 

Первобытное общество

  Проблемы для обсуждения.

Археологи, историки, краеведы о Пензенском крае в древности.

Сходство и различие в развитии первобытного строя в разных регионах России.

Основные виды вопросов и заданий:

- ознакомиться с литературными источниками, изложить представленные в литературе оценки, сопоставить различные точки зрения, аргументировано определить свое отношение к ним;

- выявить сходство и различие в сравниваемых объектах (время расселения людей, природные условия, орудия труда, коллективы, быт);

- раскрыть своеобразие развития первобытного общества в Пензенском крае.

Начало феодальной эпохи

     Проблемы для обсуждения.

Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на историю Пензенской земли: дискуссии и позиции историков.

Исторический опыт существования разных этносов и религий.

Основные виды вопросов и заданий:

- раскрыть и оценить ключевые события в истории Пензенского края, связать их с историей развития Киевской Руси;

- изложить историю противостояния местных народов монголо-татарскому нашествию;

- сопоставить различные мнения о влиянии монголо-татарского нашествия и ига Золотой Орды на Пензенский край, его историю и русскую историю в целом;

- проследить изменения в экономической, духовной, культурной жизни общества в XI-XVI веках.

 

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства

Проблемы для обсуждения.

Русь – Пензенский край – Казанское ханство – Ногайская орда – Крымское ханство: проблемы взаимоотношений.

Основные виды вопросов и заданий:

- охарактеризовать изменения геополитической ситуации Руси и Пензенского края на протяжении XV - начала XVII века;

- проследить изменения в этническом составе населения на протяжении XV - начала XVII века;

- раскрыть и оценить ключевые события истории России и Пензенской земли в XV - начале XVII века;

- проследить изменения в социальной структуре общества;

- выявить своеобразие духовного и культурного развития края в XV-XVII веках по сравнению с предшествующим этапом.

 

Пензенский край в XVII веке

Проблемы для обсуждения.

Пензенский край в XVII веке: изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни.

"Бунташный век" в истории России и Пензенского края. Образ эпохи глазами современников и потомков.

Основные виды вопросов и заданий:

- выделить критерии, в соответствии с которыми определяются особенности развития края в XVII веке;

- выявить общие черты в развитии Пензенского края и России в XVII веке;

- охарактеризовать социальные движения в крае;

- выделить закономерные связи, анализируя историю Пензенского края.

 

Расцвет феодализма в XVIII веке

Проблемы для обсуждения.

Деятельность Петра I и Пензенский край.

История городов Пензенской земли.

Современники и историки о спорных проблемах крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.

Идеалы и ценности эпохи и их отражение в культуре.

Основные виды вопросов и заданий:

- проанализировать изменения в различных сферах общества в XVIII веке;

- сопоставить процессы развития Пензенского края и России в целом;

- дать сравнительное описание положения различных сословий и социальных групп общества на протяжении XVIII века;

- установить, пользуясь разнообразными источниками знаний, причинно-следственные связи между экономическим развитием, положением населения, социальными движениями и развитием общественной жизни;

- охарактеризовать оценочные суждения современников и историков о роли событий XVIII века в истории края и России в целом;

- проанализировать факторы, влияющие на духовную и культурную жизнь в крае;

- проследить изменения образа жизни, нравов, системы идеалов и ценностей, быта населения края, направлений в культурном развитии.

 

Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

Проблемы для обсуждения.

Место Пензенской земли в российской истории первой половины XIX века. "Время наружного рабства и внутреннего освобождения..." (А.И. Герцен). "Золотой век" русской культуры и Пензенский край. Народное искусство как проявление духовной жизни.

Основные виды вопросов и заданий:

- выявить динамику, характер развития сельского хозяйства, промышленности края в первой половине XIX века;

- выявить особенности, тенденции, динамику изменения социальной структуры в крае;

- выявить сходство и различие в развитии Пензенского края и России в целом;

- проследить тенденции развития духовной жизни Пензенского края в первой половине XIX зека.

 

Изучение истории Пензенского края не только нацелено на знакомство с конкретно-историческими фактами и определение места и роли края в истории страны, но и предполагает развитие самосознания ученика, выбор им жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций. Все это оказывает определенное влияние на содержание и организацию учебного процесса, требует взаимодействия интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности.

Приведенные выше перечни проблем для обсуждения, виды вопросов и заданий в какой-то мере помогут формированию у учеников системы исторических знаний, умения вычленить и усвоить ведущие идеи курса, выработке самостоятельных оценок и суждений.

Предлагаемые материалы ориентированы на достаточно сложные формы деятельности: анализ причинно-следственных связей, раскрытие тенденций, динамики исторических событий и процессов и т. п. Ориентируясь на содержащиеся в программе рекомендации, учитель, несомненно, сможет предложить учащимся конкретные вопросы и задания, скорректировать их в зависимости от целей и формы учебной работы, подготовленности школьников.

ВИ8 Наполеоновские войны. Венский конгресс. Тест.

ИРК9 Общественные движения Пензенского края. Вторая половина 19 века. Кроссворд. 

Демовариант ОГЭ Химия 2018 год 

Тест по ИРК8 Древнейшие люди. Информатика ОГЭ 2017. Tест18 вопросов. Итоговый тест по курсу география России 8 класс.

Г8 Моря и внутренние воды. Тест- практикум. Игры онлайн по географииГ8 Климат России. ПрактикумПодготовка к ОГЭ по Информатике,  ОГЭ География 2016. Все вопросы. ОГЭ География 2016. 1 вопрос. ОГЭ 2016 География. 4 вопрос. ИР9 СССР в 1945-1953 гг.Государства Северной Америки. Кроссворд. Кроссворд. ОГЭ Слоганы, страны. Кроссворд. История России 7 класс "Внешняя политика 1725-1762 годы." ПДД. Уроки тетушки Совы. видео. ИР9 Духовная жизнь 20-30-е.  Г8 Средняя и Северо-Восточная Сибирь.    ОГЭ ЗаповедникиЮжная Америка. Тест-практикумКнижная лавкаБиология ОГЭ  Демовариант 2016 География ОГЭ Строение клетки.ТестВеликая Отечественная война. Проверочный тест. История. ОГЭ Основы предпринимательства. Рабочая программа Бизнес-план «Организация предприятия по производству декоративных свечей из воска» Конструктор урока Рабочая программа география. Учебник Домогацких. Австралия. Проверочный тест Антарктида. Проверочный тест Языческие верования славян. Тест Россия при Петре 1 контрольный тест Г9 Северный район. Практикум Тематическое планирование информатика 5 класс ФГОС. Босова Л. Л. Тематическое планирование. Учебник Босовой Л.Л. ФГОС Тематическое планирование по информатике 7 класс. Учебник Босовой Л. Л. ФГОС Тест: "География 9 класс. Население России зачет" Копилка Информация для учеников Страничка юмора Информационные ресурсы для учителя Как скачать видео? Тест по всеобщей истории 8 класс.Термины География 6 класс. Тест "Термины" Итоговый тест-тренинг по Всеобщей истории 7 класс. Учебник Юдовской А. Я.