Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезное

Ссылки

Яндекс.Метрика

Демографическая ситуация с. Дуровка.

Опубликовано 28.04.2015

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дуровка

Тамалинского района Пензенской области

 

 

 

Перспективы демографии

села Дуровка.

 

             Работу выполнил                                                    учащийся 10 класса

                                                        Сусликов Антон

 

         Руководитель:

                                                    учитель географии

                                                    Пичугин Алексей Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

 

Содержание

  1. Введение.
  2. Основная часть.

          Перспективы демографии села Дуровка.

  1. Выводы.
  2. Используемая литература.

 

 

Введение

   С экранов телевизоров и из газет мы постоянно слышим, что у нас в стране демографический кризис. Небывало низкий уровень рождаемости и высокая смертность привели к тому, что с 1992 г. население нашей страны сокращается чрезвычайно высокими темпами. По данным статистики численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009 г. составляет 141,9 млн. человек (www.gks.ru    (сайт Федеральной службы статистики)).

Особенно остро стоит демографическая проблема в малых и средних населенных пунктах, где низкий уровень рождаемости сочетается с возросшим в кризисный период уровнем смертности и отрицательным миграционным балансом. Заметнее всего это прослеживается на примере родного села.

В сложившейся ситуации  данные о текущей и будущей численности  необходимы как органам муниципального управления (например, при выработке жилищной или образовательной политики), так и коммерческим структурам (например, для принятия решения относительно открытия  и перспектив развития предприятий). Эту же информацию можно   использовать и для привлечения внимания общества  к остроте проблемы.

Таким образом, цель нашего исследования - определить перспективы демографии села Дуровка.

Были поставлены задачи:

1. Определить объекты исследования и провести сбор информации.

2. Провести обработку и анализ результатов исследования.

3. На основе полученных данных выяснить перспективы демографии села Дуровка.

Методы исследования:

Статистические, математические, социологические.

 

Первоначальные гипотезы:

  • численность населения села сокращается большими темпами и будет сокращаться и дальше.
  • темпы падения численности населения  будут снижаться.

 

 

 

 

Основная часть

Для решения первой задачи  использовали имеющиеся в школьной библиотеке литературу и Интернет  и выявили, что для исследования нам необходимы данные о численности населения и естественном и миграционном движениях населения.

 Численность населения – это количество жителей, проживающих на данной территории.

Естественное движение населения - это изменение численности населения в связи с процессами рождения и смерти.

Рождаемость – это количество родившихся на 1000 жителей за год

                  (1)

Смертность – это количество умерших на 1000 жителей за год

                 (2)

Естественный  прирост – это разница между числом родившихся и числом умерших за определенный период времени.

      (3)

Где  S – численность населения, P–количество родившихся за год,

  Y- количество умерших за год

 

Миграция - это механическое перемещение населения по территории страны или между странами.

Механическое (миграционное) движение - разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок.

= П – В  ,               (4)

Где

-миграционный  (механический) прирост  населения.

 П - число прибывших на данную территорию за год,

В - число выбывших с данной территории за год.

Второй очень важный вопрос - миграционные процессы. Для этого мы рассмотрели такой показатель как механическое  движение населения. Посчитать количество приехавших и уехавших достаточно сложно.

Мы вычисляли его по формуле.

= S-Sp-P+Y               (5)

 Мы узнаем разницу между количеством приехавших и уехавших из села.

А чтобы  узнать коэффициент механического движения, нужно перевести в промилле (на тысячу жителей). Рассчитываем так:

= S-Sp-P+Y/S*1000 (6)      или                          (7)

- коэффициент механического движения, S-количество жителей в рассчитываемом году, Sp- количество жителей за прошлый год, P-количество родившихся за год , Y-количество умерших за год. 

Коэффициент общего прироста численности населения рассчитаем так:

           (8)

 

 

  Данные по численности населения, количеству родившихся и умерших односельчан за последние 15 лет мы получили в сельской администрации. Остальные необходимые показатели вычислены по формулам, приведенным выше.

Результаты  сведены в таблицы.

 Таблица 1. Распределение населения по полу и возрастным группам.

( данные на 1января 2010 года)

Возрастная группа

Мужчины

Женщины

Всего

Дети дошкольного возраста

0-7 лет

17

15

32

Школьники

7-17 лет

30

28

58

Молодежь

18-30 лет

52

45

97

Средний возраст

30-60 лет

104

88

192

Пожилой возраст

Более 60 лет

46

100

146

 

249

276

525

 

Таблица 2. Демографические показатели.

Годы

Численность населения

Количество родившихся

за год

Рождаемость (промилле)

Количество умерших за год

Смертность (промилле)

Естественный прирост (промилле)

Механическое движение населения

Коэффициент  механического движения  населения (промилле)

Общий прирост численности населения  (промилле)

1995

703

5

7

14

20,0

-13

 

 

 

1996

693

6

9

16

23,0

-14

0

0

-14

1997

684

5

7

8

12,0

-5

-6

-9

-14

1998

682

3

4

14

20,5

-16,5

9

13

-3,5

1999

663

5

8

14

21,0

-13

-10

-15

-28

2000

646

5

8

9

14,0

-4

-13

-20

-24

2001

643

8

12

8

12,0

0

-3

-5

-5

2002

653

6

9

13

20,0

-11

-3

-5

-16

2003

626

3

5

9

14,0

-9

-21

-34

-43

2004

611

4

7

12

20,0

-13

-7

-11

-24

2005

585

7

12

13

22,0

-10

-20

-34

-44

2006

566

0

0

5

8,0

-8

-14

-25

-33

2007

556

6

11

14

25,0

-14

-2

-4

-18

2008

545

5

9

9

16,0

-5

-7

-13

-18

2009

527

6

11

9

17,0

-6

-15

-28

-34

 

 

 

 

На основе таблиц были построены графики.

 

График 1.

 

Анализируя этот график, мы видим, что численность населения Дуровки на 1 января 2010 года составляет 525 человек: мужчин – 249, женщин - 276.

Получившаяся фигура носит название  «демографического гриба». Ножка гриба узкая, что говорит о низкой доли детей и молодежи в структуре населения. Люди старшего возраста (более 60 лет) составляют 28%.

В настоящее время доля людей в возрасте 65 лет и старше в населении России составляет 13 %. По шкале ООН население считается старым, если удельный вес данного возраста превышает 7 %. Мировые показатели 8%. Так что население Дуровки можно считать старым.

Общее превышение женского населения над мужским достигается за счет превышения количества женщин пожилого возраста- 54 человека. Это получилось в результате того, что продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин, и отчасти заметен след Великой Отечественной войны.  По другим возрастам мы видим, что мужское население превышает женское.

 

 

 

График 2.

 

 

Из анализа графика видно, что в селе большая  смертность, низкая рождаемость и отрицательный прирост населения. Прослеживаются все признаки демографического кризиса (депопуляции).

Наиболее благоприятным  в демографическом отношении за последние 15 лет был 2001 год, естественный прирост равен нулю. А самым неблагополучным - 1998 год: естественный прирост (естественная убыль) равнялся -16,5 промилле.

Если сравнивать размеры естественной убыли населения в Дуровке с общероссийскими и на территории Пензенской области (график 2), то видим, что естественная убыль вполне сопоставима с показателями Пензенской области, но значительно выше, чем в среднем по стране.

 

График 2

 Данные по естественному приросту населения по России и на территории Пензенской области взяты с сайта Федеральной службы статистики   www.gks.ru

 

 

 

 

 

График 3

 

 

Анализируя график 3, мы видим, что основное уменьшение численности населения происходит из-за отъезда населения из села. Главные причины: отсутствие работы и перспективы ее получить в родном селе, а также неблагоустроенность быта. Пик оттока населения приходится на 2003-2005 годы. В неблагополучный 1998 год в год с самым низким естественным приростом в село приехало на 9 человек больше чем уехало. В последние годы наблюдается небольшое сокращение темпов миграции населения, что, скорее всего, связано с тем, что большая часть активного населения уже покинула село,  а также с тем, что в селе началась газификация.

Для выявления миграционных ожиданий среди учеников школы был проведен социологический опрос.

Анкета состояла из 3 вопросов:

  1. 1.                    Сколько  Вам  лет? 
  2. 2.                    После окончания учебы собираетесь ли Вы жить в Дуровке?      

                          А.Да.     Б.Нет.   

  1. 3.                     Где бы Вы хотели жить после учебы? 

А. В Дуровке;      Б. В Тамале;         В. В Москве:        Г. Другой вариант

 

Опрос проводился в феврале 2009 года. Были получены интересные данные.

В опросе участвовало 42 человека. Из них младшие школьники - 42%, учащиеся средних классов - 45%, старшеклассники- 13%.(Диаграмма1)

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

Диаграмма  2

 

 

 

Ответы на вопрос: « Где бы Вы хотели жить после учебы?»                   (Диаграмма 2) распределились следующим образом:

34% -в Дуровке, 30% - в Москве, 25% -не определились с местом жительства, 7% - в Тамале, 4%- в Пензе.

 

Диаграмма 3

 

 

 

Диаграмма 4

 

 

 

 

 

 

Из анализа диаграмм (диаграмма 3 и 4) и бесед с учащимися младших и средних классов  стало понятно, что на их выбор в первую очередь влияют возрастные особенности: они хотят жить там, где живут их родители и друзья, в Дуровке и Тамале.

Учащиеся средних классов выбирают Москву по финансовым соображениям. Москва - центр культуры и благополучия.

Диаграмма 5

 

 

 

 

Старшие классы (диаграмма 5) выбирают себе другое место жительства- 50%, по 17% - в Москве и Пензе, 16%  решили вернуться в Дуровку.

 Тамала, как место жительства, у старшеклассников  даже не рассматривается.

Результаты говорят о том, что старшеклассники уже осознанно подходят к дальнейшему выбору места жительства. Здесь на первое место выходит невозможность обеспечения достойного уровня жизни в родном селе, то есть отсутствие работы, бытовые проблемы, дороги, пьянство, слабая организация культурного досуга.

 Из анализа видно, что подавляющее количество старшеклассников  после учебы не собирается жить в Дуровке, и остается надеяться на учащихся младших классов, что к тому моменту, как они закончат школу, у нас в стране  произойдут такие перемены, что жить в родном селе будет не только престижно, но и выгодно.

 

Оптимизма добавляет только то, что решению этой проблемы в последнее время уделяется все большее внимание со стороны властей. Так Правительством Российской Федерации в 2007 году принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Проводится политика на улучшение условий жизни в селе, развитие предпринимательства и ряд других мероприятий. А насколько она эффективно покажет время.

        Проанализировав результаты исследований, мы сделали следующие выводы:

 Выводы

  • В Дуровке, как и во всем российском обществе – демографический кризис.
  • На   высокую естественную убыль населения накладывается большой  миграционный отток населения.
  • Главные причины сокращения численности населения - это социальные и экономические. И решив их, можно решить и проблему демографического кризиса в Дуровке

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Борисов В.А. Демография, М., 1999
  2. Статистика населения с основами демографии: Учебник/ Г.С.Кильдишев и др., М., 1990
  3. Алексеев А. И. Природа и население. Учебник для 8-9 классов. Дрофа 2006г.

 

Сайты

  1. www.gks.ru    (сайт Федеральной службы статистики)
  2. www.demographia.ru  (сайт института демографических исследований)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИ8 Наполеоновские войны. Венский конгресс. Тест.

ИРК9 Общественные движения Пензенского края. Вторая половина 19 века. Кроссворд. 

Демовариант ОГЭ Химия 2018 год 

Тест по ИРК8 Древнейшие люди. Информатика ОГЭ 2017. Tест18 вопросов. Итоговый тест по курсу география России 8 класс.

Г8 Моря и внутренние воды. Тест- практикум. Игры онлайн по географииГ8 Климат России. ПрактикумПодготовка к ОГЭ по Информатике,  ОГЭ География 2016. Все вопросы. ОГЭ География 2016. 1 вопрос. ОГЭ 2016 География. 4 вопрос. ИР9 СССР в 1945-1953 гг.Государства Северной Америки. Кроссворд. Кроссворд. ОГЭ Слоганы, страны. Кроссворд. История России 7 класс "Внешняя политика 1725-1762 годы." ПДД. Уроки тетушки Совы. видео. ИР9 Духовная жизнь 20-30-е.  Г8 Средняя и Северо-Восточная Сибирь.    ОГЭ ЗаповедникиЮжная Америка. Тест-практикумКнижная лавкаБиология ОГЭ  Демовариант 2016 География ОГЭ Строение клетки.ТестВеликая Отечественная война. Проверочный тест. История. ОГЭ Основы предпринимательства. Рабочая программа Бизнес-план «Организация предприятия по производству декоративных свечей из воска» Конструктор урока Рабочая программа география. Учебник Домогацких. Австралия. Проверочный тест Антарктида. Проверочный тест Языческие верования славян. Тест Россия при Петре 1 контрольный тест Г9 Северный район. Практикум Тематическое планирование информатика 5 класс ФГОС. Босова Л. Л. Тематическое планирование. Учебник Босовой Л.Л. ФГОС Тематическое планирование по информатике 7 класс. Учебник Босовой Л. Л. ФГОС Тест: "География 9 класс. Население России зачет" Копилка Информация для учеников Страничка юмора Информационные ресурсы для учителя Как скачать видео? Тест по всеобщей истории 8 класс.Термины География 6 класс. Тест "Термины" Итоговый тест-тренинг по Всеобщей истории 7 класс. Учебник Юдовской А. Я.