Возрастно-половые пирамиды

Демографическую ситуацию в стране лучше всего рассматривать на примере возрастно-половых пирамид. Работать с ними можно (нужно) в 8 (ранее в 9) и 10 классах. Также задания с пирамидами встречаются и в ЕГЭ.

Возрастно-половые (половозрастные) пирамиды — распределение населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения.

Пирамида представляет собой двустороннюю диаграмму, на которой число людей определённого возраста и пола или их доля в населении отображается горизонтальной полосой определённого масштаба. С правой стороны графика изображается женское население, с левой — мужское. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от 0 до 100 лет. Вертикальная ось диаграммы представляет собой шкалу возраста, выраженную в одно- или пятилетнем интервале. Поскольку вследствие смертности в старшем возрасте число людей, как правило, меньше, изображение получило название пирамиды.

Варианты работы с половозрастной пирамидой на уроках географии

Вариант 1. План описания половозрастной пирамиды.

(назвать для какого субъекта РФ проводится анализ  и год)

1.Преобладание возрастных групп.

2.Общая продолжительность жизни на указанный год.

3.Соотношение различных возрастных групп.

4.Соотношение полов в общем и в различных возрастных группах.

5.Доля лиц молодого возраста.(уровень рождаемости).

6.Срезы на пирамиде, с какими событиями связаны?

(назвать для какого субъекта РФ/ страны проводится анализ  и год)

  1. Преобладание возрастных групп.
  2. Общая продолжительность жизни на указанный год.
  3. Соотношение различных возрастных групп.
  4. Соотношение полов в общем и в различных возрастных группах.
  5. Доля лиц молодого возраста.(уровень рождаемости).
  6. Срезы на пирамиде, с какими событиями связаны?

Варианты работы

Вариант 2. План работы с половозрастной пирамидой.

  1. Проследить динамику соотношения мужчин и женщин в разных возрастных категориях.
  2. Сравнить количество рожденных мальчиков и девочек. В каком возрасте устанавливается половое равновесие. С какого возраста начинается преобладание числа женщин над числом мужчин. Какими причинами можно объяснить такое соотношение полов.
  3. Выяснить, каким событиям в истории страны соответствует каждый “провал” пирамиды. Определить периоды снижения рождаемости и выяснить причин спада рождаемости.
  4. С какого возраста увеличивается мужская смертность, и количество женщин начинает превышать количество мужчин. Меняется ли эти показатели по годам.
  5. С какого года превышение женщин над мужчинами начинается с 35 лет. В каком году этот возраст составлял 41 год. Назовите причины.
  6. Проанализируйте график динамики общей численности населения и график средней продолжительности жизни.
  7. Какие проблемы нас ждут при сокращении численности населения.
  8. Что, на Ваш взгляд необходимо предпринять для увеличения средней продолжительности жизни, для увеличения продолжительности жизни мужчин.

Вариант 3. План работы с половозрастной пирамидой

  1. Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношении мужского и женского населения и основных возрастных групп.
  2. Назовите причины выявленных различий.
  3. Чем объясняются «изъяны» населения в половозрастной пирамиде России в различных возрастных группах;
  4. Как изменится форма половозрастных пирамид и какие изменения произойдут в половом, возрастном составе, если будет увеличена средняя продолжительность жизни на 5 лет и стабилизируются главные показатели воспроизводства населения (рождаемость, смертность и естественный прирост).
  5. Сделайте вывод.

Вариант 4. Практическая работа

Тема: Анализ половозрастных пирамид двух стран с разным уровнем социально-экономического развития (развитой и развивающейся).

Ход работы:

Задание: Проанализируйте половозрастные пирамиды Германии и Нигерии, сделайте вывод о половозрастной структуре населения этих стран.

План:

1) Определите и сравните рождаемость мальчиков и девочек.

2) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 20-25 годам.

3) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 40 годам.

4) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 65 годам.

5) Как изменялась рождаемость за последние 10 лет?

Вывод: Каково главное различие возрастной структуры населения развитых и развивающихся стран? Что представляют собой возрастно-половые пирамиды этих государств?

Вариант 5. КИМ ЕГЭ по географии (с сайта решу ОГЭ)

К концу 2022 г. численность населения Чили составляла 19,8 млн человек, рождаемость  — 11%, смертность  — 6%. Естественный прирост населения за год составил 100 тыс. человек. При этом значение суммарного коэффициента рождаемости (количество новорожденных, приходящихся на одну женщину в детородном (15−49 лет) возрасте) составляло 1,64. Ниже приводится половозрастная пирамида Чили в 2022 г.

Население Чили 2022 г.

На основе анализа данных половозрастной пирамиды Чили в 2022 г., сделайте прогноз о том, как изменится (уменьшится или увеличится) естественный прирост населения на 1 тыс. человек по сравнению с 2022 г. в ближайшие 25 лет, если суммарный коэффициент рождаемости останется таким же, каким он был в 2022 г. Для обоснования своего прогноза приведите два аргумента.

Возрастно-половые пирамиды России по годам

Возрастно-половые пирамиды разных стран

Интересные возрастно-половые пирамиды

Катар и Кувейт — страны, где значительную долю населения составляют мужчины трудоспособного возраста и мигранты.

Такое смещение в сторону мужчин после 30 лет объясняется тем, что в этих странах работает много мигрантов из стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

Аналогичную картину можно наблюдать на демографических пирамидах таких стран, как Бруней, ОАЭ, Оман, Бахрейн и Саудовская Аравия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх