Демографическую ситуацию в стране лучше всего рассматривать на примере возрастно-половых пирамид. Работать с ними можно (нужно) в 8 (ранее в 9) и 10 классах. Также задания с пирамидами встречаются и в ЕГЭ.
Возрастно-половые (половозрастные) пирамиды — распределение населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения.
Пирамида представляет собой двустороннюю диаграмму, на которой число людей определённого возраста и пола или их доля в населении отображается горизонтальной полосой определённого масштаба. С правой стороны графика изображается женское население, с левой — мужское. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от 0 до 100 лет. Вертикальная ось диаграммы представляет собой шкалу возраста, выраженную в одно- или пятилетнем интервале. Поскольку вследствие смертности в старшем возрасте число людей, как правило, меньше, изображение получило название пирамиды.
Варианты работы с половозрастной пирамидой на уроках географии
Вариант 1. План описания половозрастной пирамиды.
(назвать для какого субъекта РФ проводится анализ и год)
1.Преобладание возрастных групп.
2.Общая продолжительность жизни на указанный год.
3.Соотношение различных возрастных групп.
4.Соотношение полов в общем и в различных возрастных группах.
5.Доля лиц молодого возраста.(уровень рождаемости).
6.Срезы на пирамиде, с какими событиями связаны?
(назвать для какого субъекта РФ/ страны проводится анализ и год)
- Преобладание возрастных групп.
- Общая продолжительность жизни на указанный год.
- Соотношение различных возрастных групп.
- Соотношение полов в общем и в различных возрастных группах.
- Доля лиц молодого возраста.(уровень рождаемости).
- Срезы на пирамиде, с какими событиями связаны?
Варианты работы
Вариант 2. План работы с половозрастной пирамидой.
- Проследить динамику соотношения мужчин и женщин в разных возрастных категориях.
- Сравнить количество рожденных мальчиков и девочек. В каком возрасте устанавливается половое равновесие. С какого возраста начинается преобладание числа женщин над числом мужчин. Какими причинами можно объяснить такое соотношение полов.
- Выяснить, каким событиям в истории страны соответствует каждый “провал” пирамиды. Определить периоды снижения рождаемости и выяснить причин спада рождаемости.
- С какого возраста увеличивается мужская смертность, и количество женщин начинает превышать количество мужчин. Меняется ли эти показатели по годам.
- С какого года превышение женщин над мужчинами начинается с 35 лет. В каком году этот возраст составлял 41 год. Назовите причины.
- Проанализируйте график динамики общей численности населения и график средней продолжительности жизни.
- Какие проблемы нас ждут при сокращении численности населения.
- Что, на Ваш взгляд необходимо предпринять для увеличения средней продолжительности жизни, для увеличения продолжительности жизни мужчин.
Вариант 3. План работы с половозрастной пирамидой
- Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношении мужского и женского населения и основных возрастных групп.
- Назовите причины выявленных различий.
- Чем объясняются «изъяны» населения в половозрастной пирамиде России в различных возрастных группах;
- Как изменится форма половозрастных пирамид и какие изменения произойдут в половом, возрастном составе, если будет увеличена средняя продолжительность жизни на 5 лет и стабилизируются главные показатели воспроизводства населения (рождаемость, смертность и естественный прирост).
- Сделайте вывод.
Вариант 4. Практическая работа
Тема: Анализ половозрастных пирамид двух стран с разным уровнем социально-экономического развития (развитой и развивающейся).
Ход работы:
Задание: Проанализируйте половозрастные пирамиды Германии и Нигерии, сделайте вывод о половозрастной структуре населения этих стран.
План:
1) Определите и сравните рождаемость мальчиков и девочек.
2) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 20-25 годам.
3) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 40 годам.
4) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 65 годам.
5) Как изменялась рождаемость за последние 10 лет?
Вывод: Каково главное различие возрастной структуры населения развитых и развивающихся стран? Что представляют собой возрастно-половые пирамиды этих государств?
Вариант 5. КИМ ЕГЭ по географии (с сайта решу ОГЭ)
К концу 2022 г. численность населения Чили составляла 19,8 млн человек, рождаемость — 11%, смертность — 6%. Естественный прирост населения за год составил 100 тыс. человек. При этом значение суммарного коэффициента рождаемости (количество новорожденных, приходящихся на одну женщину в детородном (15−49 лет) возрасте) составляло 1,64. Ниже приводится половозрастная пирамида Чили в 2022 г.
Население Чили 2022 г.
На основе анализа данных половозрастной пирамиды Чили в 2022 г., сделайте прогноз о том, как изменится (уменьшится или увеличится) естественный прирост населения на 1 тыс. человек по сравнению с 2022 г. в ближайшие 25 лет, если суммарный коэффициент рождаемости останется таким же, каким он был в 2022 г. Для обоснования своего прогноза приведите два аргумента.
Возрастно-половые пирамиды России по годам
Возрастно-половые пирамиды разных стран
Интересные возрастно-половые пирамиды
Катар и Кувейт — страны, где значительную долю населения составляют мужчины трудоспособного возраста и мигранты.
Такое смещение в сторону мужчин после 30 лет объясняется тем, что в этих странах работает много мигрантов из стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.
Аналогичную картину можно наблюдать на демографических пирамидах таких стран, как Бруней, ОАЭ, Оман, Бахрейн и Саудовская Аравия.