Опубликовано 06.12.2015
Угольная промышленность. 9 класс
Интегрированный урок по географии и информатики. Урок с применением кейс-технологий.
Угольная промышленность России.
9 класс. Время 2 часа: 1 урок география и 1 информатики. (практикум работы с ЭТ)
Цель урока. Научить использовать знания, о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения угольной промышленности России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни на примере решения кейсового задания. Проверить способность учащихся применять полученные на уроках информатики и предпринимательству знания в решении практических задач.
Задачи.
Познавательные: познакомить с угольной промышленностью.
Развивающие: развитие коммуникативной компетенции, научить учащихся искать нужную информацию. развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, Воспитание патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.
Планируемые результаты
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Воспитание патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране. | Знания о угольной промышленности. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности | Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования , |
УУД
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
понимать практическое значение умений и знаний, полученных на уроке. | планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей. | извлекать необходимую информацию о угольных бассейнах, особенностях разного видов угля и способах доставки необходимую для расчета себестоимости, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. | умение общаться и взаимодействовать в группах |
Оборудование:
учебник Домогацких, атлас, папка с кейсом, компьютер.
Технологическая карта урока
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационный | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 2 |
Актуализация темы | В нашем климате холодные зимы. Для поддержания тепла в школе зимой нужно 160 тонн угля. А вот откуда привозят уголь? И сколько это стоит?Как нам это лучше сделать? | предлагают решение проблемы | 5 | |
Постановка задачи | Задача:Рассмотреть угольные бассейны России. Найти уголь, наиболее подходящий по цене и качеству. Рассчитать стоимость покупки и транспортировки угля. | 8 | ||
Рассмотрите файл «Проблема» из папки.Как лучше оформить отчетЗаполнить таблицы в Microsoft Excel | рассматривают и отвечают на вопросы | |||
Вопросы классу: Как вы думаете почему я предложил заполнить в Ексель? Какие преимущества у Microsoft Office Excel? | отвечают на вопросы (Microsoft Office Excel программа для работы с таблицами, так как надо обработать большой объем информации) | |||
Решение кейса | Контролирует и направляет действия учащихся.Предлагает составить план работы, распределить роли. | решают кейс. используют папку с кейсомпараграф 18, атлас, | 30 | |
Работа с Microsoft Office Excel? | Контролирует, помогает. Вопросы: Как осуществляются вычисления в ЭТ? | работают с ЭТ | 20 | |
Подведение итоговрефлексия | оценивает работу учащихся. | обсуждают результаты работыкаждая группа отвечает на вопросы | 10 | |
Над чем работали?Как спланировали работу?Уложились во времени или нет?Что нового узнали?Чему научились?Что получилось? Что не получилось?Над чем нужно работать? | ||||
Домашнее задание | параграф 18 дать характеристику Кузбасса по плану на примере Печерского бассейнараздать листочки с планом (Приложение 2) | записывают обсуждают ДЗ | 5 |
Приложение 2
№ | План характеристики | Печорский угольный бассейн |
1. | Географическое положение бассейна (В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн) | Расположен на СВ европейской части страны, на СВ республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога-Печорская(Коноша-Воркута) |
2 | Способ добычи (подземный, открытый) | Дорогой подземный способ |
3 | Глубина добычи | 300 метров-это глубже, чем в Кузбассе. |
4 | Мощность пластов | Средняя мощность-1,5м |
5. | Качество угля | Высококачественные(0,8 ккал/кг) |
6 | Себестоимость добычи | Угли дорогие(себестоимость высокая) |
7 | Величина добычи и запасы угля | 13 млн.т |
8 | Потребители | Предприятия Европейского Севера |
9 | Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.) | Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные –несвоевременная выплата заработной платы. |
10 | Перспективы развития бассейна | Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля. |