Тема |
Кол-во часов |
1. Введение |
1 |
2. Первобытное общество |
2 |
3. Начало феодальной эпохи |
4 |
4. Развитие феодализма |
6 |
5. Вхождение Пензенского края в состав Российского государства
|
5 |
6. Пензенский край в XVII веке |
6 |
7. Расцвет феодализма в XVIII веке |
5 |
8. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века |
5 |
Всего |
34 часов |
Введение
Место и роль Пензенского края в истории страны. Основные этапы и особенности истории края. Источники, формы и методы изучения. Значение изучения истории родного края.
Первобытное общество
Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.
Начало феодальной эпохи
Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата.
Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика.
Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.
Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования.
Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления.
Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.
Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.
Развитие феодализма
Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.
Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края.
Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши.
Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством.
Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.
Вхождение Пензенского края в состав Русского государства
Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.
Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.
Пензенский край в XVII веке
Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века.
Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности.
Расцвет феодализма в XVIII веке
Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания.
Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.
Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века
Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения.
Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах.
Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.
Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин.
Важнейшие умения и навыки учащихся
Организация педагогического процесса при изучении истории края должна обеспечить учащимся возможность узнать хронологию края, ступени развития общества, получить представление о заселении края, хозяйственной деятельности людей, их образе жизни, культуре, научить характеризовать события политической и социальной истории, понять взаимодействие народов, заселявших Пензенский край, их связи с внешним миром. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения и навыки, обеспечивающие восприятие, понимание, осознание и закрепление в памяти учебного материала. К таковым относятся следующие умения:
- соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории;
- извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края;
- устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития;
- анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, дополнительных сведений, полученных из литературы, экскурсий и пр.);
- характеризовать социально-хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально-экономического развития края;
- излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия;
- прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края;
- описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины, результаты, значение социальных движений, характеризовать их основных участников и лидеров, определять цели; понимать социальную основу восстаний;
- характеризовать религиозные верования разных народов;
- выделять основные достижения культуры народов края, характеризовать и оценивать памятники культуры, рассказывать об исторических условиях развития культуры, отмечать общие тенденции и своеобразие духовного и культурного развития Пензенского края и его народов, видеть процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных народов;
- на конкретных примерах характеризовать черты быта, обычаи, культуру народов края;
- работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;
- составлять план-конспект параграфа учебника, фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать доклады учащихся;
- участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение;
- применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края.
Проблемы для обсуждения, основные виды вопросов и заданий
Первобытное общество
Проблемы для обсуждения.
Археологи, историки, краеведы о Пензенском крае в древности.
Сходство и различие в развитии первобытного строя в разных регионах России.
Основные виды вопросов и заданий:
- ознакомиться с литературными источниками, изложить представленные в литературе оценки, сопоставить различные точки зрения, аргументировано определить свое отношение к ним;
- выявить сходство и различие в сравниваемых объектах (время расселения людей, природные условия, орудия труда, коллективы, быт);
- раскрыть своеобразие развития первобытного общества в Пензенском крае.
Начало феодальной эпохи
Проблемы для обсуждения.
Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на историю Пензенской земли: дискуссии и позиции историков.
Исторический опыт существования разных этносов и религий.
Основные виды вопросов и заданий:
- раскрыть и оценить ключевые события в истории Пензенского края, связать их с историей развития Киевской Руси;
- изложить историю противостояния местных народов монголо-татарскому нашествию;
- сопоставить различные мнения о влиянии монголо-татарского нашествия и ига Золотой Орды на Пензенский край, его историю и русскую историю в целом;
- проследить изменения в экономической, духовной, культурной жизни общества в XI-XVI веках.
Вхождение Пензенского края в состав Русского государства
Проблемы для обсуждения.
Русь – Пензенский край – Казанское ханство – Ногайская орда – Крымское ханство: проблемы взаимоотношений.
Основные виды вопросов и заданий:
- охарактеризовать изменения геополитической ситуации Руси и Пензенского края на протяжении XV - начала XVII века;
- проследить изменения в этническом составе населения на протяжении XV - начала XVII века;
- раскрыть и оценить ключевые события истории России и Пензенской земли в XV - начале XVII века;
- проследить изменения в социальной структуре общества;
- выявить своеобразие духовного и культурного развития края в XV-XVII веках по сравнению с предшествующим этапом.
Пензенский край в XVII веке
Проблемы для обсуждения.
Пензенский край в XVII веке: изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни.
"Бунташный век" в истории России и Пензенского края. Образ эпохи глазами современников и потомков.
Основные виды вопросов и заданий:
- выделить критерии, в соответствии с которыми определяются особенности развития края в XVII веке;
- выявить общие черты в развитии Пензенского края и России в XVII веке;
- охарактеризовать социальные движения в крае;
- выделить закономерные связи, анализируя историю Пензенского края.
Расцвет феодализма в XVIII веке
Проблемы для обсуждения.
Деятельность Петра I и Пензенский край.
История городов Пензенской земли.
Современники и историки о спорных проблемах крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.
Идеалы и ценности эпохи и их отражение в культуре.
Основные виды вопросов и заданий:
- проанализировать изменения в различных сферах общества в XVIII веке;
- сопоставить процессы развития Пензенского края и России в целом;
- дать сравнительное описание положения различных сословий и социальных групп общества на протяжении XVIII века;
- установить, пользуясь разнообразными источниками знаний, причинно-следственные связи между экономическим развитием, положением населения, социальными движениями и развитием общественной жизни;
- охарактеризовать оценочные суждения современников и историков о роли событий XVIII века в истории края и России в целом;
- проанализировать факторы, влияющие на духовную и культурную жизнь в крае;
- проследить изменения образа жизни, нравов, системы идеалов и ценностей, быта населения края, направлений в культурном развитии.
Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века
Проблемы для обсуждения.
Место Пензенской земли в российской истории первой половины XIX века. "Время наружного рабства и внутреннего освобождения..." (А.И. Герцен). "Золотой век" русской культуры и Пензенский край. Народное искусство как проявление духовной жизни.
Основные виды вопросов и заданий:
- выявить динамику, характер развития сельского хозяйства, промышленности края в первой половине XIX века;
- выявить особенности, тенденции, динамику изменения социальной структуры в крае;
- выявить сходство и различие в развитии Пензенского края и России в целом;
- проследить тенденции развития духовной жизни Пензенского края в первой половине XIX зека.
Изучение истории Пензенского края не только нацелено на знакомство с конкретно-историческими фактами и определение места и роли края в истории страны, но и предполагает развитие самосознания ученика, выбор им жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций. Все это оказывает определенное влияние на содержание и организацию учебного процесса, требует взаимодействия интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности.
Приведенные выше перечни проблем для обсуждения, виды вопросов и заданий в какой-то мере помогут формированию у учеников системы исторических знаний, умения вычленить и усвоить ведущие идеи курса, выработке самостоятельных оценок и суждений.
Предлагаемые материалы ориентированы на достаточно сложные формы деятельности: анализ причинно-следственных связей, раскрытие тенденций, динамики исторических событий и процессов и т. п. Ориентируясь на содержащиеся в программе рекомендации, учитель, несомненно, сможет предложить учащимся конкретные вопросы и задания, скорректировать их в зависимости от целей и формы учебной работы, подготовленности школьников.