Угольная промышленность. 9 класс
Интегрированный урок по географии и информатики. Урок с применением кейс-технологий.
Угольная промышленность России.
9 класс. Время 2 часа: 1 урок география и 1 информатики. (практикум работы с ЭТ)
Цель урока. Научить использовать знания, о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения угольной промышленности России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни на примере решения кейсового задания. Проверить способность учащихся применять полученные на уроках информатики и предпринимательству знания в решении практических задач.
Задачи.
Познавательные: познакомить с угольной промышленностью.
Развивающие: развитие коммуникативной компетенции, научить учащихся искать нужную информацию. развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, Воспитание патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.
Планируемые результаты
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
Воспитание патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране. |
Знания о угольной промышленности. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности |
Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,
|
УУД
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
понимать практическое значение умений и знаний, полученных на уроке. |
планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей. |
извлекать необходимую информацию о угольных бассейнах, особенностях разного видов угля и способах доставки необходимую для расчета себестоимости, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
|
умение общаться и взаимодействовать в группах
|
Оборудование:
учебник Домогацких, атлас, папка с кейсом, компьютер.
Технологическая карта урока
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Организационный |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 |
|
Актуализация темы |
В нашем климате холодные зимы. Для поддержания тепла в школе зимой нужно 160 тонн угля. А вот откуда привозят уголь? И сколько это стоит? Как нам это лучше сделать? |
предлагают решение проблемы |
5 |
|
Постановка задачи |
Задача: Рассмотреть угольные бассейны России. Найти уголь, наиболее подходящий по цене и качеству. Рассчитать стоимость покупки и транспортировки угля. |
|
8 |
Рассмотрите файл «Проблема» из папки. Как лучше оформить отчет Заполнить таблицы в Microsoft Excel |
рассматривают и отвечают на вопросы |
|||
Вопросы классу: Как вы думаете почему я предложил заполнить в Ексель? Какие преимущества у Microsoft Office Excel? |
отвечают на вопросы (Microsoft Office Excel программа для работы с таблицами, так как надо обработать большой объем информации) |
|||
|
Решение кейса |
Контролирует и направляет действия учащихся. Предлагает составить план работы, распределить роли. |
решают кейс. используют папку с кейсом параграф 18, атлас, |
30 |
|
Работа с Microsoft Office Excel? |
Контролирует, помогает. Вопросы: Как осуществляются вычисления в ЭТ? |
работают с ЭТ |
20 |
|
Подведение итогов рефлексия |
оценивает работу учащихся. |
обсуждают результаты работы каждая группа отвечает на вопросы |
10 |
Над чем работали? Как спланировали работу? Уложились во времени или нет? Что нового узнали? Чему научились? Что получилось? Что не получилось? Над чем нужно работать? |
||||
|
Домашнее задание |
параграф 18 дать характеристику Кузбасса по плану на примере Печерского бассейна раздать листочки с планом (Приложение 2) |
записывают обсуждают ДЗ |
5 |
Приложение 2
№ |
План характеристики |
Печорский угольный бассейн
|
1. |
Географическое положение бассейна (В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн) |
Расположен на СВ европейской части страны, на СВ республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога-Печорская(Коноша-Воркута) |
2 |
Способ добычи (подземный, открытый) |
Дорогой подземный способ |
3 |
Глубина добычи |
300 метров-это глубже, чем в Кузбассе. |
4 |
Мощность пластов |
Средняя мощность-1,5м |
5. |
Качество угля |
Высококачественные(0,8 ккал/кг) |
6 |
Себестоимость добычи |
Угли дорогие(себестоимость высокая) |
7 |
Величина добычи и запасы угля |
13 млн.т |
8 |
Потребители |
Предприятия Европейского Севера |
9 |
Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.) |
Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные –несвоевременная выплата заработной платы. |
10 |
Перспективы развития бассейна |
Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля. |