Опубликовано 25.04.2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе элективного курса «Основы предпринимательства» для учащихся 9классов. Составители: Широкова Л.П, М.В.Мартынов, Ремонтова Т.И.
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается важность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Цель программы: – формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
– формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
– развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
– вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки;
– формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
– воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение оперативно решать поставленные задачи.
Программа включает пояснительную записку, тематический план, список литературы и непосредственно программу.
Формы и методы проведения занятий:
словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут; иллюстративные;
активные: проблемное изложение, метод проектов, деловые игры, «мозговой штурм»; творческие задания; практикумы; коллективный анализ и защита проектов; самостоятельная работа; работа в малых группах; индивидуальная работа; решение задач; тестирование.
Место учебного предмета, курса в учебном плане школы.
Курс рассчитан на 34 часов учебного времени. Занятия рекомендуется проводить по 1 часу в неделю.
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Предпринимательство: природа, цели, задачи | 7 | 4 | 3 |
2 | Правовые основы предпринимательства | 4 | 4 | 0 |
3 | Маркетинговое исследование | 4 | 3 | 1 |
4 | Ценообразование | 3 | 3 | 0 |
5 | Доход, прибыль, рентабельность предприятия | 3 | 2 | 1 |
6 | Менеджмент | 3 | 3 | 0 |
7 | Планирование предпринимательской деятельности | 8 | 2 | 6 |
2 часа – резерв | 32 | 21 | 11 |
Содержание программы
Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи (7 часа)
История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль предпринимателя в экономике.
Проектирование изделия
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Тема №2. Правовые основы предпринимательства (4часа)
Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Договор как основа предпринимательской деятельности. Предпринимательство в Пензенской области
Тема №3. Маркетинговое исследование (4 часа)
Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План маркетингового исследования.
Тема №4. Ценообразование (3часа)
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.
Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия (3часа)
Финансовая деятельность предприятия. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как источник расширения производства.
Тема №6. Менеджмент (3 часа)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой активности.
Тема №7. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес-план) (8часа)
Понятие о бизнес-плане и его структуре. Деловая игра «Составление бизнес-плана».
Составление бизнес-плана. Презентация и защита.
Список литературы
1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2001.
2.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос, 1994.
3.Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. – Брянск, 1997.
4.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Тематическое планирование: «Основы предпринимательства»
№ урока | Раздел. Тема занятия | Дата |
Предприниматель в рыночной экономике. | ||
Прак. работа: «Первоначальная оценка идей с помощью сетки принятия решений». | ||
Презентация идеи | ||
Презентация идей | ||
Проектирование изделия | ||
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты». | ||
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты». | ||
Правовые основы предпринимательства | ||
Правовые основы предпринимательства | ||
Правовые основы предпринимательства | ||
Предпринимательство в Пензенской области | ||
Понятие «маркетинг». | ||
План маркетингового исследования. | ||
План маркетингового исследования. | ||
Проведение маркетингового исследования. | ||
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. | ||
Цена и себестоимость | ||
Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен. | ||
Финансовая деятельность предприятия | ||
Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». | ||
Прибыль как источник расширения производства. | ||
Понятие о менеджменте, его целях и задачах | ||
Организационная структура предприятия. | ||
Этика деловой активности | ||
Понятие о бизнес-плане и его структуре. | ||
Составление бизнес-плана | ||
Составление бизнес-плана | ||
Составление бизнес-плана | ||
Составление бизнес-плана | ||
Составление бизнес-плана | ||
Оформление бизнес-плана | ||
Защита бизнес-плана | ||
Итоговый урок | ||
Резерв |