Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе элективного курса «Основы предпринимательства» для учащихся 9классов. Составители: Широкова Л.П, М.В.Мартынов, Ремонтова Т.И.
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается важность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Цель программы: - формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
- формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
- развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
- вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки;
- формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
- воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение оперативно решать поставленные задачи.
Программа включает пояснительную записку, тематический план, список литературы и непосредственно программу.
Формы и методы проведения занятий:
словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут; иллюстративные;
активные: проблемное изложение, метод проектов, деловые игры, «мозговой штурм»; творческие задания; практикумы; коллективный анализ и защита проектов; самостоятельная работа; работа в малых группах; индивидуальная работа; решение задач; тестирование.
Место учебного предмета, курса в учебном плане школы.
Курс рассчитан на 34 часов учебного времени. Занятия рекомендуется проводить по 1 часу в неделю.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Предпринимательство: природа, цели, задачи |
7 |
4 |
3 |
2 |
Правовые основы предпринимательства |
4 |
4 |
0 |
3 |
Маркетинговое исследование |
4 |
3 |
1 |
4 |
Ценообразование |
3 |
3 |
0 |
5 |
Доход, прибыль, рентабельность предприятия |
3 |
2 |
1 |
6 |
Менеджмент |
3 |
3 |
0 |
7 |
Планирование предпринимательской деятельности |
8 |
2 |
6 |
|
2 часа - резерв |
32 |
21 |
11 |
Содержание программы
Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи (7 часа)
История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль предпринимателя в экономике.
Проектирование изделия
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Тема №2. Правовые основы предпринимательства (4часа)
Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Договор как основа предпринимательской деятельности. Предпринимательство в Пензенской области
Тема №3. Маркетинговое исследование (4 часа)
Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План маркетингового исследования.
Тема №4. Ценообразование (3часа)
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.
Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия (3часа)
Финансовая деятельность предприятия. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как источник расширения производства.
Тема №6. Менеджмент (3 часа)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой активности.
Тема №7. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес-план) (8часа)
Понятие о бизнес-плане и его структуре. Деловая игра «Составление бизнес-плана».
Составление бизнес-плана. Презентация и защита.
Список литературы
1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2001.
2.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос, 1994.
3.Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. – Брянск, 1997.
4.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Тематическое планирование: «Основы предпринимательства»
№ урока |
Раздел. Тема занятия |
Дата |
Предприниматель в рыночной экономике. |
|
|
Прак. работа: «Первоначальная оценка идей с помощью сетки принятия решений». |
|
|
Презентация идеи |
|
|
Презентация идей |
|
|
Проектирование изделия |
|
|
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты». |
|
|
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты». |
|
|
Правовые основы предпринимательства |
|
|
Правовые основы предпринимательства |
|
|
Правовые основы предпринимательства |
|
|
Предпринимательство в Пензенской области |
|
|
Понятие «маркетинг». |
|
|
План маркетингового исследования. |
|
|
План маркетингового исследования. |
|
|
Проведение маркетингового исследования. |
|
|
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. |
|
|
Цена и себестоимость |
|
|
Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен. |
|
|
Финансовая деятельность предприятия |
|
|
Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». |
|
|
Прибыль как источник расширения производства. |
|
|
Понятие о менеджменте, его целях и задачах |
|
|
Организационная структура предприятия. |
|
|
Этика деловой активности |
|
|
Понятие о бизнес-плане и его структуре. |
|
|
Составление бизнес-плана |
|
|
Составление бизнес-плана |
|
|
Составление бизнес-плана |
|
|
Составление бизнес-плана |
|
|
Составление бизнес-плана |
|
|
Оформление бизнес-плана |
|
|
Защита бизнес-плана |
|
|
Итоговый урок |
|
|
Резерв |
|