Опубликовано 26.08.2019
С 2020 года изменится порядок сдачи экзаменов, так как к 9 классу подошло поколение ФГОС.
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).
Ответы к заданиям 1, 4, 5, 6, 11, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2, 3, 7–10, 13–15, 19–27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. При переносе ответа в виде последовательности цифр на бланк (задания 3, 8, 14, 15, 19–21, 24–26) следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и
прочих символов. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейку и непрограммируемый калькулятор. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Перспективная модель измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования.
1. Какой из перечисленных географических объектов находится в России?
1) самая протяжённая река в мире
2) самое глубокое озеро в мире
3) самая высокая горная вершина в мире
4) самый высокий водопад в мире
2. Вставьте название государства на место пропуска.
Территория приграничного субъекта РФ является частью пограничного пространства Российской Федерации. Одним из приграничных субъектов РФ является Смоленская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с
Ответ ____________
3. Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Архангельская область
2) Смоленская область
3) Воронежская область
4. Студентам-географам для проведения исследований нужно посетить самый северный участок степи в Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников следует посетить студентам?
1) Кандалакшский
2) Приокско-Террасный
3) Таймырский
4) Астраханский
или
Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?
1) карелы
2) чукчи
3) марийцы
4) чуваши
Задания 5 и 6 выполняются с использованием приведённой ниже карты
погоды.
5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Новороссийск
2) Салехард
3) Благовещенск
4) Тюмень
6. Карта погоды составлена на 27 апреля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Благовещенск
2) Абакан
3) Петрозаводск
4) Элиста
7. Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 62° с.ш. 34° в.д.
8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит.
Задания 9–12 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков.
Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
10. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
12. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
13. Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰.
Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды.
14. Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каких двух из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы.
1) Калининградская область
2) Республика Северная Осетия – Алания
3) Чувашская Республика
4) Архангельская область
5) Камчатский край
15. Что из перечисленного является мерой по предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные меры.
1) высаживание деревьев и кустарников
2) выпас скота
3) распашка территории
4) ограничение использования минеральных удобрений
5) террасирование склонов
Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведённого ниже
текста.
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
16. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».
2) Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».
3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».
4) Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
17. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?
1) Сортавала
2) Вологда
3) Балахна
4) Уфа
18. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
19. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Коми
2) Челябинская область
3) Хабаровский край
20.Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СЛОГАНЫ РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ
А) Здесь можно любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач!
Б) Добро пожаловать на Телецкое озеро – горную жемчужину с неповторимой красотой!
1) Республика Карелия
2) Краснодарский край
3) Республика Алтай
4) Самарская область
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
21. В каких двух из перечисленных высказываний о реке Лене содержится информация о режиме реки? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.
1) Всё верхнее течение Лены, до впадения в неё Витима, приходится на горное Предбайкалье.
2) Почти за 70 лет наблюдений установлено, что среднегодовой расход воды
в реке Лене составляет 541 км3 в год.
3) Для реки Лены характерны весеннее половодье и несколько довольно высоких паводков в течение лета.
4) Основное питание реки Лены составляют талые снеговые и дождевые воды.
5) В конце октября Лена покрывается льдом, который сходит в конце мая.
Задания 22 и 23 выполняются с использованием статистических данных.
22. В каком году из показанных на графике на постоянное место жительства в Россию из других стран въехало наибольшее число людей?
23. Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г.
24. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Камчатский край
2) Ростовская область
3) Мурманская область
4) Республика Карелия
5) Омская область
25. Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения.
1) Липецк
2) Новосибирск
3) Псков
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
26. Какие два из перечисленных городов являются центрами алюминиевой промышленности? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.
1) Красноярск
2) Ярославль
3) Петрозаводск
4) Череповец
5) Братск
Задания 27–29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Антарктическая кругосветная экспедиция
В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно-исследовательском судне «Академик Трешников», оснащённом современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолётами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных учёных проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.
27. С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?
28. Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте?
Запишите развёрнутый ответ.
29. Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.
Запишите развёрнутый ответ.
30. Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Большая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.
Ответы
12.