Опубликовано 22.12.2022
Сообщение на РМО учителей географии
Оглавление
- Роль познавательной активности в изучении предмета.
- Работа с картой и атласом на уроках географии.
- Методические приемы, формирующие познавательную активность при работе с картой.
- Из опыта работы..
- Квадриги — это карточки-задания для практической работы с картой.
- Головоломки и игры с картами.
- Географическая данетка.
- Карты капитана Врунгеля.
- Угадать географический объект по фрагменту карты.
- Смайл-тест.
- Использование электронных сетевых ресурсов.
- Яндекс.Формы..
- Интерактивные обучающие квесты..
Роль познавательной активности в изучении предмета
Изучение любого предмета лучше идет тогда, когда у учащихся есть мотивация к изучению этого предмета.
Мотивация бывает разная:
в старших классах – это успешная сдача экзаменов или получение хорошего аттестата для того, чтобы поступить в более престижное учебное заведение.
в младших и средних классах – это желание получить хорошие оценки для того, чтобы престижнее выглядеть в глазах родителей, одноклассников и учителей.
Но самая главная и правильная мотивация – это когда у учащихся есть устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету. И задача учителя увидеть или посеять ростки заинтересованности к своему предмету в младших классах, и в дальнейшем развить их до прочного познавательного интереса, который ученик пронесет через всю свою жизнь.
Г.И. Щукина обозначила следующие условия развития интереса к знаниям:
· максимально опираться на активность мыслительной деятельности школьников;
- · вести процесс обучения на оптимальном уровне развития школьников;
· создавать эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный тонус в учебном процессе;
· обеспечить благоприятное общение в процессе учебы.
Работа с картой и атласом на уроках географии
Н. Н. Баранский: “Карта – второй язык географии”
Мы знаем, как тяжело дается тема «географических координат» в шестом классе. Тема «Координаты на плоскости» по математике изучается в конце учебного года. «Метод координат» в информатике в начале 5 класса, но «бегом». И по сути, на географов падает мало реализуемая задача формирования умений и навыков работы с координатной плоскостью в течении, одного – двух уроков.
Я перепробовал кучу всевозможных тренажёров и методик по данной теме, но рабочая только одна, построенная по принципу «делай как я, понял – объясни другому». Но на это уходит гораздо больше времени, чем два урока.
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Памятка для учащихся «Как читать карту»
- Прочитай название карты.
- Ознакомься с легендой карты.
- Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
- По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
- Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
- Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы)
- Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Необходимо, что бы учащиеся на уроках придерживались золотого правила географии: «Все, что называешь, – показывай на карте, все что показываешь, – называй».
В формировании умений работы с картой большую роль играют рекомендуемые программой практические работы. При выборе формы проведения, надо стараться, чтобы учащиеся видели перспективу использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Другой «кит» в формировании картографических знаний – это работа с контурными картами.
Методические приемы, формирующие познавательную активность при работе с картой
С другой стороны опора в формировании картографических умений и навыков только на контурные карты и практические работы приводит к падению интереса у учащихся и поэтому для успешного обучения нужно использовать активные приемы и методы обучения. Таких заданий множество. Вот некоторые:
ü Прием показа узнаваемых объектов по описанию;
ü Прием путешествий по карте;
ü Написание географических диктантов, в том числе и с ошибками.
ü Поиски «белой вороны» и другие.
Из опыта работы
Квадриги — это карточки-задания для практической работы с картой.
Содержит 4 объекта и 4 вопроса.
Варианты использования:
ü На время у доски или по атласу. Время запускается, после того ученик берет листок с заданием и прочитает вслух. Потом он должен ответит на все 4 вопроса. Если он ошибается, то это квадрига считается перевернутой. Выигрывает тот ученик, кто показывает самое быстрое время.
ü Ученики берут карточки с вопросами. Включается секундомер. Выигрывает тот кто первый напишет ответ на листочке и поднимет его вверх. Ответ должен быть на все 4 вопроса. Отвечать можно цифрами объектов.
Пример карточки.
География 8 класс. Внутренние воды Карточка 5
- 1. 1)Амур; 2) Обь; 3)Волга; 4) Северная Двина.
- 2. Какая из этих рек самая длинная?
- 3. У какой из этих рек место впадения образует дельту?
- 4. Какая протекает в южном направлении?
Головоломки и игры с картами
Географическая данетка
Ведущий (учитель или ученик) загадывает географический объект и записывает его на обратной стороне доски, а ученики должны его отгадать, задавая наводящие вопросы, так чтобы ведущий отвечал только ДА или НЕТ.
Вопросы задаются по очереди, каждый задает до тех пор, пока ведущий не скажет нет, после этого очередь задавать вопросы переходит к другому и так пока объект не будет отгадан.
Карты капитана Врунгеля
Это карты на которых заведомо нарисованы географические ошибки: переставлены названия географических объектов, сами объекты тоже могут занимать другие места. Для решения этой головоломки требуется внимательность и знание карты.
Угадать географический объект по фрагменту карты.
Учащиеся по фрагменту карты должны угадать географический объект.
Смайл-тест
Это фрагмент карты, закрытый смайликом или другой картинкой, и учащиеся должны определить, что там скрывается.
Использование электронных сетевых ресурсов
Сейчас трудно представить работу учителя без использования информационных технологий: электронные учебники, справочники, атласа, программы и приложения на компьютере и смартфонах, специализированные сайты и энциклопедии. Учителю остается только выбрать наиболее оптимальный ресурсы. Особенно это актуально в последние годы с появлением ковида и дистанционного обучения. Я в своей работе использую Яндекс.Формы и интерактивные квесты, которые можно пользоваться как офлайн, на персональном компьютере или смартфоне, так и онлайн.
Яндекс.Формы
На сервисе Яндекс.Формы очень удобно составлять тесты и настраивать их для проверки: можно настроить ответы на электронную почту или учащиеся могут поделится результатами в соцсетях или мессенджерах. Например, найди «белую ворону».
Интерактивные обучающие квесты
Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя.
Так мной разработан интерактивный квест «Географическое положение Южной Америки», там я постарался подробно расписать все пункты плана характеристики ГП Южной Америки. Приложение открывается любым браузером, но лучше использовать Google Chrome.
Для контроля за выполнением реализованы кодовые слова для трех вариантов (путей) решения квеста. Единственный недостаток, приложение написано на языке JavaScript и «продвинутые» ученики могут подсмотреть решение в коде.